Бисерный храм – кусочек Византии в Крыму

Дата публикации 17.04.2019

 

В путеводителях по Крымскому полуострову всё чаще упоминается «бисерный храм». Официально это место носит название скит Святой Анастасии Узорешительницы. Своё название он получил, по одной версии, от необычного способа украшать стены из подручных материалов мозаикой, напоминающей издали картину, вышитую бисером; по второй – из-за обилия в церкви крестиков в византийском стиле, выполненных из мелкого и крупного бисера.


Местоположение Бисерного Храма

57 км. от Аэропорта Симферополя = 1:20 ч. езды на авто.


Скит прячется в горах, неподалёку от Бахчисарая. Подняться к нему можно от дороги в Синапное (ориентироваться на скалу Качи-Кальон). От шоссе с небольшим указателем вверх идёт тропа. Если подняться к подножью скалы, направо сворачивает тропа к городищу и пещерному монастырю. К скиту нужно подняться вверх по дороге, выложенной автомобильными шинами. Подъём достаточно крутой, но не сложный. Когда монахи Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря пришли сюда восстанавливать обитель, они ходили этой дорогой за водой к реке Кача. Они же оборудовали удобный спуск. 



Ещё один путь к скиту лежит по горам. Жители Бахчисарая привозят туристов к монастырю на армейских УАЗах. По дороге можно полюбоваться видом на Ханский дворец и старый город, а потом окрестными горами и ущельями с трёх видовых площадок, побывать в реликтовой можжевеловой роще. Машины приезжают к площадке возле строящегося комплекса монастырских зданий. Можно договориться, чтобы водитель встретил уже внизу, у спуска к дороге на Синапное. Тогда получиться осмотреть достопримечательности, набрать воды из источника, полюбоваться видом на ущелье Таш-Аир и спуститься по той самой дороге из автомобильных шин. При спуске городище Качи-Кальон окажется слева. Приложения для телефонов показывают дороги в горах, путешествие можно совершить без проводника, если есть подходящая машина.


История Бисерного Храма

Точное время основание монастыря не известно. Предполагается, что он появился в горах Крыма, когда в Византийской империи началось гонение на почитателей икон. Тогда многие монахи и миряне искали место, где можно безбоязненно верить так, как они считали правильным. Появилось много пещерных городов и монастырей, на полуострове принесли, по легенде, одно из семидесяти написанных евангелистом Лукой изображений Богоматери. На стенах окрестных ущелий довольно часто находят кресты, обведённые кругом – «византийские».


В 16 веке церковь Анастасии Узорешительницы упоминалась в официальных документах. Борис Годунов оказывал ей помощь деньгами. Когда в конце 18 века православные, жившие в окрестностях столицы ханства, переселялись под руководством митрополита Игнатия и полководца Суворова в южные области Российской империи, покидали родину они через долину реки Кача. Тогда же опустел скальный скит, последним провожавшим переселенцев на территории, вассальной Османской Порте. 


Восстановление обители в 19 веке связано с Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Он поддержал скит как вид монашества, наиболее подходящий для горного Крыма. В 1850 году архиепископ лично освятил один из приделов. Восстановлением древней церкви занимался помещик Хвицкий, на чьих землях она в то время находилась. После смерти землевладельца храм перешёл к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю. До революции скит действовал как киновия монастыря. В 1921 году был закрыт мужской монастырь в Бахчисарае. В 1932 году закрыли скит. 


Современный скит Анастасии Узорешительницы

Место, где сейчас располагается церковь и скит во имя святой Анастасии Узорешительницы, было предоставлено церкви в 2005 году. В советское время в этом ущелье добывался камень. Место, где располагался скит раньше, стал частью Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Когда настоятель Свято-Успенского монастыря обратился к властям, чтобы вернуть обители скит, ему отказали. Но предложили для поселения место в ущелье рядом, немного выше в горах. Монахи оборудовали новый храм в старой штольне, освятили источник и начали обживаться. Так как в местах выработки камня оказалось сыро, привычные фрески и иконы не подходили для украшения скита. Тогда стали выкладывать на стенах зданий изображения птиц, орнаменты и иконы святых из разноцветных камней и ракушек в технике, напоминающей классическую византийскую мозаику. В храм для его украшения монахи сплели из бисера кресты в том же стиле, Вифлеемские звезды и лампады, как в монастырях на горе Афон. Оклады икон украшены бисером. 


В монастыре был пожар, часть строений отстраивают заново. Но службы в церкви продолжаются. Кроме молитв монахи занимаются садоводством, разводят домашних животных, пекут хлеб, делают вино для службы и на продажу, готовят сыр, квас, собирают травы для чая и мыла ручной работы. В лавке при храме можно приобрести не только часть плодов монашеского труда, но и иконы в бисерных окладах, крестики из бисера и полудрагоценных камней, написать записку с просьбой, которую помещают в специальных мешочках у входа в притворе церкви святой Анастасии.

Поделиться