Как узнать гнет ли клапана?

Дата публикации 04.02.2021

Почему гнет клапана при обрыве ГРМ?
Определить загибание клапанов после разрыва ремня ГРМ путем простого визуального осмотра или по косвенным признакам невозможно. Установить такой дефект можно только сняв ремень и выставляя поршни поочередно на верхнюю мертвую точку. После выставления каждого из них в это положение необходимо провернуть распределительный вал на 720 градусов. Если он никуда не упирается – значит, клапан не погнут. Далее такую же проверку после этого необходимо выполнить для всех остальных клапанов. Если никакого значительно сопротивления, трения и упирания не наблюдалось при проверке каждого из клапанов – значит, последующие обрывы ГРМ конкретно в этом двигателе не будут чреваты загибанием.

 

Избежать загибания клапанов и минимизировать риски можно только путем регулярной проверки степени натяжения ремня ГРМ, а если со временем начинают появляться необычные и подозрительные шумы в двигателе – необходимо выяснить их происхождение и как можно быстрее устранить их. Проводить осмотр на наличие дефектов необходимо также помпу и ролики.
Если автомобиль подержанный – сразу после покупки ремень лучше заменить, даже если визуально он выглядит удовлетворительно.

Загнуло клапана признаки
Поменяв оборванный ремень ГРМ, не рекомендуется продолжать эксплуатацию автомобиля, не выполнив ряд процедур (особенно это касается тех автомобилей, у которых после обрыва ремня клапана склонны загибаться). Даже если происходят небольшие загибы и клапана лишь немного отходят от седла, необходимо провести диагностику и устранить загибы. В противном случае со временем в двигателе могут возникать поломки и дефекты более серьезного плана.

Для начала следует снять головку блока цилиндров и провести визуальный осмотр клапанов. Но определить минимальные загибания таким образом не удастся. Если коленвал проворачивается свободно и не стопорится – следующим шагом должен быть замер давления в цилиндрах (при загнутых клапанах уровень давления либо слишком мал, либо компрессия отсутствует).

Как проверить загнуло ли клапана
Выкрутив свечи и установив новый ремень, необходимо несколько раз прокрутить механизм. Механизм не должен нигде застревать и упираться, и достаточно всего пяти полных оборотов механизма, чтобы понять, нет ли серьезных загибаний клапанов. Также на каждом обороте при нормальном состоянии клапанов должны чувствоваться четыре точки, на которых возникает небольшое сопротивление.

В таких случаях следует повторить прокручивания коленвала со вкрученными свечами, при этом совершить необходимо несколько циклов, выкручивая свечи по очереди. В конечном итоге можно будет понять, при отсутствии какой из свечей сопротивления при прокручивании коленвала будут максимальными. И хотя этот метод не является самым точным, сильные загибания любого из клапанов определить с его помощью возможно.

Если сопротивления при прокручивании не возникает – придется провести пневмотест в автомастерской. Эта процедура позволяет точно выявить, какой из цилиндров утратил герметичность вследствие загибания клапана, при этом выполняется такой тест быстро и не требует прокручивания всего механизма.

Как проверить погнут ли клапан самому?
Если по каким-то причинам привлечь специалистов для проведения пневмотеста невозможно, проверить цилиндр можно и своими силами. Такая проверка выполняется в несколько этапов:

  • по диаметру кольца свечи подбирается обрезок резинового шланга;
  • свеча выкручивается, а поршень выставляется в верхнюю мертвую точку;
  • шланг вставляется в «колодец» свечи (он должен входить максимально плотно);
  • выполняется продувание ртом, при этом дуть необходимо как можно сильнее.

Если воздух уходит внутрь – клапан погнут. Если не получается выполнить продувание, это говорит о сохранении герметичности. Выполнить продувание можно и автомобильным или обычным компрессором, но перед этим необходимо провести подготовительные работы.
В старой свече высверливается центральный электрод, после чего шланг компрессора надевается на керамический наконечник. Для надежности шланг лучше зафиксировать подходящим по размеру хомутом. Далее свеча вкручивается в гнездо и выполняется продувание.

В данном случае определить герметичность можно по тому, куда будет проходить воздух. При загибании впускных клапанов воздух будет проходить во впускной тракт, если загнуты выпускные клапана – воздух будет поступать в выхлопной коллектор.
Когда при вращении коленвала поршни достигают верхней мертвой точки – клапана закрываются, что приводит к созданию определенного уровня давления в камере сгорания топлива.

Когда ремень обрывается, поршень приходит к клапану, который еще не успел закрыться. Происходит столкновение, в результате чего клапана загибаются. На двигателях автомобилей старого поколения предотвратить эту проблему помогали проточки канавок под клапана. В современном автомобилестроении аналогичные выемки тоже можно встретить на некоторых двигателях, но при разрыве ремня ГРМ они бесполезны и выполняют лишь функцию защиты клапанов от деформации, которая может возникать при работе двигателя.

Когда происходит обрыв ремня ГРМ –один или несколько распределительных валов останавливаются, а в это время коленвал еще совершает движение. Как следствие – поршни еще продолжают работать и начинают бить по открытым клапанам, в результате чего и происходит загибание. В редких случаях возможны ситуации, когда от этого загибаются сами поршни, но обычно этого не происходит.

Причины обрыва ремня ГРМ
Обрывы ремня могут происходить по нескольким причинам:

  • откручивается или заклинивает натягивающий ролик, и ремень в первом случае ослабляется, а во втором – испытывает избыточное натяжение);
  • ремень после длительной эксплуатации сильно изношен;
  • ремень ГРМ выполнен из материала низкого качества;
  • распредвалы (или один из них) заклинивает;
  • клинит помпа или коленвал.
Для автомобилей нового поколения такая проблема более характерна, чем для старых моделей. Это объясняется их большей мощностью, приводящей к более быстрому изнашиванию.
На современных авто расстояние между клапанами и поршнями очень маленькое, и поршень приходит слишком быстро, загибая клапан, если тот вовремя не закрывается.

На каких двигателях гнёт клапана?
Количество клапанов в двигателе влияет на вероятность их загибания: чем их больше – тем чаще встречается поломка, поэтому такая проблема в основном встречается на агрегатах с 16 и 20 клапанами. В автомобилях с 8-ми клапанными двигателями такая поломка происходит реже. Какое топливо используется (бензин или дизель) вне зависимости от количества клапанов не влияет на вероятность того, что возникнет такая поломка.
Загибание может произойти на одном или нескольких клапанах, при этом если во время холостой работы мотора возникает обрыв ремня ГРМ, загибания не произойдет.

TOYOTA

Двигатель Гнет   Двигатель Не гнет
гнет   Camry V10 2.2GL не гнет
гнет   3VZ не гнет
2E гнет   1S не гнет
3S-GE гнет   2S не гнет
3S-GTE гнет   3S-FE не гнет
3S-FSE гнет   4S-FE не гнет
4A-GE гнет (на холостых не гнет)   5S-FE не гнет
1G-FE VVT-i гнет   4A-FHE не гнет
G-FE Beams гнет   1G-EU не гнет
1JZ-FSE гнет   3A не гнет
2JZ-FSE гнет   1JZ-GE не гнет
1MZ-FE VVT-i гнет   2JZ-GE не гнет
2MZ-FE VVT-i гнет   5A-FE не гнет
3MZ-FE VVT-i гнет   4A-FE не гнет
1VZ-FE гнет   4A-FE LB не гнет (работающие на обедненной смеси (lean burn))
2VZ-FE гнет   7A-FE  
3VZ-FE гнет   7A-FE LB не гнет (работающие на обедненной смеси (lean burn))
4VZ-FE гнет   4E-FE не гнет
5VZ-FE гнет   4E-FTE не гнет
1SZ-FE гнет   5E-FE не гнет
2SZ-FE гнет   5E-FHE не гнет
      Поделиться